От NewLink.ru:
Эта статья была отсканирована с вырезки журнала Автоспорт за май 2007г. Фотографии впоследствии были заменены на взятые с сайта журнала (ссылка на статью). Текст: Анатолий Дмитриевский; фото: из архива автора и РА "Манускрипт". Все права принадлежат автору этой статьи и владельцам журнала. Размещение данной электронной статьи на данном ресурсе не носит коммерческий характер, а предназначено исключительно для ознакомления. Причина, по которой эта статья оказалась здесь, очень проста. Статья очень интересная, а многие по разным причинам не смогли ее прочитать или даже просто не знали о ее существовании. А так как повторения этого материала в журнале, скорее всего, не будет, было бы жалко его просто потерять и забыть. Если мы забыли кого-то упомянуть или ущемили чьи-то права, просим сообщить об этом по электронной почте. Желаем приятного просмотра!!!
В мае нынешнего года (2007) автомобильному ралли в России исполняется 50 лет. Соревнования на регулярность движения в СССР развивались бурно, с хода завоевав интерес у многих сотен спортсменов. И практически сразу советские раллисты стали наведываться на зарубежные гонки — не только, чтобы на других посмотреть. Одним из первых гонщиков, осваивавших новый тогда вид автомобильного спорта, был Анатолий Валентинович Дмитриевский. Накануне юбилея первый чемпион СССР по ралли, мастер спорта, судья всесоюзной категории вспоминает, как все начиналось... 117 дебютантов
15 октября 1956 года Центральный автомотоклуб СССР был принят в члены Международной автомобильной федерации (FIA). К этому времени за рубежом уже более полувека культивировались ралли — многодневные соревнования на регулярность движения, включавшие в зачет и скоростные гонки. Их популярность определялась тем, что в отличие от других видов автоспорта здесь выявлялись все эксплуатационные качества автомобилей: динамика, надежность, ремонтопригодность и даже комфортабельность. Не менее важным фактором была возможность прямой рекламы серийных машин. Кроме того, ралли привлекали участников с самой разной степенью подготовки, часто на своих личных автомобилях. Поэтому именно с этого вида спорта начался выход советских гонщиков на международную арену.
Но сначала нужно было накопить опыт подготовки автомобилей, оттренировать не только мастерство вождения, но и умение ориентироваться на маршруте, выдерживать график движения, быстро обслуживать и ремонтировать машину, рассчитывать свои силы в условиях круглосуточного движения в течение нескольких дней.
Для меня, как и для многих, набор опыта начался с мотоциклетной «однодневки» — 350 километров на мотоцикле с коляской по проселочным дорогам между Каширским и Калужским шоссе. Скоростных соревнований не было, и всем, финишировавшим без штрафных очков, просто выдали по грамоте.
Первое Всесоюзное многодневное автомобильное ралли стартовало 31 мая 1957 года в Тушине, около аэроклуба имени В.П. Чкалова. Участники первого ралли, нагруженные термосами, запасами еды и воды на три дня, некоторые даже в длинных пальто, мало походили на спортсменов. Автомобили не имели каких-либо средств безопасности. Среди 117 экипажей были и новички-любители, и мастера спорта СССР, и водители-испытатели заводов и институтов, и участники кольцевых гонок: рекордсмен СССР А.П. Амбросенков, чемпионы и призеры первенств СССР Е.С. Веретов, С.А. Волхонский, А.Н. Кузнецов, М.А. Метелев, С. Тенишев. С ними соревновались инженеры, военные, известные личности — легендарный дизайнер Ю.А. Долматовский, героиня романа «Молодая гвардия» В.Д. Борц, летчик-испытатель П.И. Казьмин, генерал С.М. Мортьянов. Проводились отдельные зачеты для автомобилей ДОСААФ, спортклубов «Торпедо», «Буревестник», Советской Армии и экипажей на собственных автомобилях.
С минутным интервалом машины уходили на Можайск, и далее по Заславльскому и Вильнюсскому шоссе до Минска. Особенно тяжелым оказался участок пути по Литве, пришедшийся на раннее утро. Нужно было следить за графиком движения, картой, дорожными знаками, приходилось двигать затекшими руками и ногами, чтобы не заснуть, ведь, как шутили спортсмены, «заснешь за рулем, проснешься в гробу». Далее следовали круг по Латвии и возвращение через Псков и Витебск в Москву.
Конечно, при сравнительно невысоких скоростях движения, по хорошим дорогам, большинство участников прошли трассу без штрафных очков. Поэтому результат определился по итогам соревнования на мастерство вождения автомобиля. В группе «Победа» и ГАЗ-69 победили С. Тенишев и П. Васюков из клуба «Торпедо-НАМИ». Пройти три тысячи километров на «трясучем» ГАЗ-69 и занять первое место — это было героическим подвигом. Среди индивидуальных владельцев «Побед» победу одержали также спортсмены НАМИ К. Сытин и П. Сытин. В группе автомобилей «ЗИМ-12» и «Волга» первенствовали армейские гонщики А. Кузнецов и В. Коняев. Среди «Москвичей» первые места заняли спортсмены ДОСААФ С. Игнатьев и А. Резнев (МЗМА-400), К. Панютин и В. Столбовский (МЗМА-402), а в группе собственных автомобилей — Ю. Литвененко и М. Авербух (МЗМА-400). Удивительно, но большинство именитых гонщиков не попали даже в призеры первого советского ралли!
В последующие годы увлечение новым видом автогонок охватило всю страну. Кроме чемпионата и спартакиады СССР, первенств городов и различных клубов ралли проводились даже в отдельных организациях.
13 июня 1958 года в Минске стартовал первый одноэтапный чемпионат СССР по ралли. Гонка началась с нудной езды по магистрали Минск — Брест со средней скоростью 35 км/ч и допустимым опережением графика движения на 5 минут. У многих нервы не выдерживали, и, пройдя пункт секретного контроля времени, они срывались, чтобы успеть на заправку в Бресте. Но тут же нарывались на еще один СКВ...
Дальше маршрут шел через Ковель и Луцк во Львов. Начался дождь, и, зная, что впереди участок горной дороги, я отважился опередить график на 15 минут. Оказалось, не зря! От Рахова начался подъем по сильно размытой дороге с громадными лужами, и только имея запас времени, мы успели на пункт контроля времени в Лазещине — здесь лишь три «Москвича» уложились в график.
ачинался первый скоростной участок — подъем на Яблоницкий перевал. Но на самом деле «402-й» в гору полз на второй, а иногда и на первой передаче. Скатился под откос «Москвич» К. Панютина и В. Столбовского. Их вытащили, но ветровое стекло из «сикурита» покрылось мелкой сеткой. Они пробили в нем дырку и пытались войти в график, но безуспешно.
Пройдя за ночь Ровно и Житомир, в 5 утра мы влетаем в Киев. На улице единственный прохожий. На вопрос, как проехать к площади, на которой расположен судейский пункт, он отвечает вопросом: «А вы Киев-то знаете?» «Конечно нет», — отвечаем. «Це ваше дило погане...»
Это мы знали и без него. А, найдя пункт КВ, обнаружили, что у киевских судей часы спешат на 4 минуты. Хорошо, что у нас оставалась льгота! Дальше идем на север через Чернигов, Бобруйск и Слуцк и без особых приключений доходим до Минска. Здесь — последняя решающая кольцевая гонка по Минскому, Вильнюсскому, Лагойскому шоссе и Заславльской гравийной дороге — два круга по 44 км.
Один из претендентов на «золото», Алексей Амбросенков, шутя рассказывал: «Утром мне приснилось, что мне дают медную шайбу вместо золотой медали». Сон оказался в руку — во время кольцевой гонки у них лопнула трубка, идущая к масляному фильтру. Трубку перекрыли, но не ту, и масло снова вылилось. Никаких техничек тогда не было, и с собой возили все необходимое, включая 10-литровую канистру с маслом, — так что ребятам хватило еще на одну дозаправку. Однако время было потеряно...
Перед награждением мы с моим напарником Владимиром Локтионовым ожидали увидеть себя на верхней строчке протокола. Но нас вдруг поздравляют со вторым местом, тогда как рижан А. Карамышева и А. Бушманиса на кольцевой гонке мы опередили на 5 минут, лучше их прошли и горную гонку! Пришлось выводить судей на чистую воду — в результате наша команда «Торпедо-НАМИ» вернулась на первое место, а мы стали чемпионами СССР в группе «Москвичей». Среди «Побед» первыми обладателями титула оказались Н. Климанов и А. Тишин, в группе «Волг» и ГАЗ-12 — Д. Борисов и В. Галкин.
На зарубежных гонках советские раллисты впервые стартовали в 1958 году — на ралли 1000 озер в Финляндии. Выбор был логичен: именно со страны Суоми начинался экспорт наших «Волг», «Москвичей» и даже «горбатых» «Запорожцев». Финны — владельцы советских автомобилей, конечно, болели за нас.
Основная трудность финских ралли заключались в массе трамплинов. А поскольку трассы заранее не объявлялись и не «прописывались», каждый прыжок таил неизвестность — пойдет ли дорога прямо, или повернет. Причем носиться приходилось не только на скоростных участках. Когда старт на допе задерживался из-за аварии на трассе, то время прихода на следующий пункт КВ не изменялось, и требовалось идти на предельной скорости по обычным шоссе, рискуя нарваться на полицейский контроль или встречную машину. Но уже на следующий год гонщики НАМИ С. Тенишев и Б. Конев на «Москвиче-407» заняли в абсолютном зачете 33-е место из 81 стартовавших экипажей и стали двенадцатыми в классе.
Однако начинался спортивный сезон 1959 года в Эстонии. 19 февраля в Тарту стартовали первые зимние командные ралли, включавшие несколько скоростных участков. В каждую команду входило пять автомобилей, которые в полном составе должны были пройти всю трассу до финиша. Москвичи выступали на четырех сильно потрепанных «Победах», и только замыкающей шла «Волга» с тросом на случай буксировки сломавшейся машины. Эстонцы, выступавшие на новых «Волгах», с высокомерием смотрели на них.
Последний скоростной участок был на поле стадиона, покрытым почти полуметровым слоем снега. По отмашке стартера члены команды ставили на одну из машин колеса с цепями, и штурманы, увязая в целине, проталкивали автомобиль. От дикого напряжения отказывали мышцы ног, и в конце поля люди падали в снег... Остальные автомобили команды по пробитой колее двигались сами. Удачно пройдя скоростные участки, москвичи, всем на удивление, оказались на первом месте!